Спасо-Прилуцкий монастырь
К северо-востоку от Вологды, на живописном левом берегу одноименной реки в месте крутого изгиба ее русла, расположился великолепный архитектурный ансамбль средневековой Руси. Это Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь - один из крупнейших монастырей Русского Севера. Стоящий «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана», некогда он находился в пяти верстах от города Вологды, а в настоящее время, входит в городскую черту и является городским монастырем. Основал монастырь преподобный Димитрий Прилуцкий прославленный русский святой. Духовный сподвижник преподобного Сергия Радонежского, он был уроженцем Ярославской земли, игуменом Никольского монастыря в городе Переславле-Залесском. Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился до настоящего времени. Территорию монастыря окружают оборонительные стены с башнями, возведенными в XVII-XVIII веках.
В XVI-XVII веках монастырь достиг периода наибольшего расцвета. Его значение как северного военно-стратегического и торгового форпоста Московского княжества вслед за Димитрием Донским хорошо понимали все последующие московские князья и цари, не оставлявшие святую обитель своим попечением и милостью. Благодаря духовному авторитету преподобного Димитрия монастырь быстро развивался и процветал, о чем свидетельствуют исторические документы и труды краеведов дореволюционного времени.Он был одним из крупных северных русских монастырей. Его игумены играли заметную роль в церковной и государственной жизни России, становясь непосредственными участниками важных исторических событий.
Особая страница в истории монастыря - высочайшее посещение. В обитель на богомолье приезжали великие князья, цари и императоры. В декабре 1528 года, при игумене Мисаиле, Спасо-Прилуцкий монастырь посетили бесплодные супруги - великий князь Василий III и великая княгиня Елена Глинская - с молитвой преподобному Димитрию о даровании наследника. Великая княгиня Елена положила шитый покров на раку преподобного Димитрия. Как известно, в 1530 году у нее родился сын, будущий царь Иоанн IV (Грозный).
В мае 1545 года уже сам Иоанн посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и молился во вновь построенном при его содействии соборе Всемилостивого Спаса. Еще в 1541 году он на пять лет освободил монастырские вотчины от всех податей в казну государства, выдав игумену Афанасию государеву грамоту. Всего в XVI веке Иоанн IV (Грозный) выдал монастырю 16 жалованных грамот. Осенью 1824 года побывал в Вологде Император Александр I. Последний раз высочайшее посещение монастыря произошло 31 июля 1913 года. Проездом в Вологду из Архангельска прибыла Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Несколько веков в монастыре существовали книгописная и иконописная мастерские. В других мастерских монахи занимались резьбой по дереву, кузнечным, столярным и переплётным делом. Обитель считалась одной из наиболее богатых в Вологодском крае. Состоятельные люди одаряли монастырь землями, деньгами и церковной утварью. Вкладчики и их родственники заносились в монастырский синодик на вечное поминовение. Вместе с пожалованиями князей и приобретениями самого монастыря вклады составили значительное монастырское хозяйство. Монастырь имел торговые промыслы, пашни, мельницы, получил привилегию на рыбный промысел по окрестным рекам и озерам, на косьбу сена и вырубку леса на реке Сухоне. На соляных варницах в Архангельской губернии на реке Уне ежегодно выпаривалось более 224 тонн соли. Обладая таможенными привилегиями, монастырь вел беспошлинную торговлю солью в Северо-Двинском регионе, имея соляные подворья в Москве, Холмогорах и Вологде.
Пo заветам преподобного Димитрия братия помогала нуждающимся. Кроме келий, трапезной, поварни в монастыре имели бесплатную и дешевую гостиницу, где принимали и кормили странников. В сохранившихся документах монастырского архива есть сведения о покупке продуктов заключенным в тюрьму и одежды в богадельню, о раздаче денег на погребение нищих. Монастырь также внес свой вклад в освобождение России от поляков. Монастырь давал средства для снаряжения войска, пожертвовав много серебряных сосудов от царских вкладов. Здесь получали жалование и трапезу стрельцы и отряды ратников из ополчения князя Димитрия Пожарского. Монахи отправляли свечи и фонари для освещения Вологды в осадное время.
Трагические страницы своей истории монастырь пережил в Смутное время. Он значительно пострадал от поляко-литовцев, казаков и татар в 1612-1619 годах. Пострадали братия и подверглись разграблению церковное имущество и казна. В ходе монастырской реформы Екатерины II 1764 года Спасо-Прилуцкий монастырь, первый и единственный в Вологодском крае, был причислен ко второму классу. В 1764-1918 годах братия получала соответствующее казенное содержание от государства: на 17 человек братии - 1250 рублей серебром. Но к XIX веку после проведенных реформ и лишения монастыря хозяйственной самостоятельности произошло оскудение обители. Монастырь претерпевал материальную нужду, древние храмы и строения ветшали, число братии составляло 12 человек.
Состояние монастыря производило удручающее впечатление. Особенностью жизни монастыря в XIX веке было то, что управление им благословлялось ректорам духовной семинарии и викарным епископам. В конце XIX века в монастыре размещались приют и земская школа. При архимандрите того времени Анатолии (Смирнове) в Спасо-Прилуцком монастыре обновили храмы. Стены и башни каменных оборонительных сооружений покрасили в необычайно яркий цвет, частично воссозданный в настоящее время. После закрытия с середины 1920 годов все монастырские храмы пребывали в запустении.
По преданию, в 1503 году, успешно завершив казанский поход, Великий князь Иоанн III прислал в монастырь обновлённую, богато украшенную золотом и серебром житийную икону чудотворца Димитрия работы прославленного московского иконописца Дионисия. Она почиталась в монастыре чудотворной и ежегодно в этот день устраивался крестный ход из города в монастырь и обратно. Правящий архиерей служил литургию и совершал молебен преподобному. В 1924 году икона была реквизирована и передана в открывшийся краеведческий музей, где находится и доныне.
29 августа 1990 года Прилуцкой церковной общине были переданы часть монастырских зданий, а в день памяти преподобного Димитрия, в 1992 году, монастырь был полностью возвращен Русской Православной Церкви. После возвращения в лоно Церкви в последнее десятилетие XX века началось восстановление Спасо-Прилуцкого монастыря. Были отремонтированы обители и освящены Спасский собор, храм преподобного Димитрия Прилуцкого. В течение 1950-1990 годов проводилась реставрация монастыря. Обитель вновь обрела внешнее благообразие и славу одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. За это время благодаря подвижничеству и неустанным трудам насельников и их духовных наставников в Спасо-Прилуцком монастыре установилась та благодатная духовная атмосфера, которая неизменно привлекает в монастырские стены и храмы неоскудевающий поток верующих, паломников и богомольцев из разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья.
При создании страницы использовались материалы из буклета Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря.