Соловецкий Монастырь
Неподалеку от Полярного круга - в русской части Северного Ледовитого океана- на Белом море - расположен Соловецкий архипелаг: группа живописных, лесных, прорешеченных бесчисленными озёрами островов. Эти, и посегодня не утратившие природную первозданность места, сыграли в русской истории и культуре исключительную, несравненную роль, сопоставимую со значением греческого Афона или влиянием крупнейших монастырей и аббатств Западной Европы.
Христианская история Соловков началась в тридцатые годы XV века, когда центральный Большой Соловецкий остров архипелага на утлой лодке приплыл ищущий сурового уединения монах Савватий, почитающийся ныне православным святым. Уединённая стоянка Савватия и его сподвижника монаха Германа становится центром мощного притяжения паломников - и в последующие десятилетия и века на Соловецких островах вырастает один из крупнейших не только русских, но и мировых монастырей – Спасо-Преображенский.
Неустанными трудами братии, сезонников, трудников. Соловецкая обитель органично превращается в архитектурный ансамбль, где каждое сооружение - уникальное произведение зодчества. А сложенные в XVI веке из гигантских валунов стены и при нынешних строительных технологиях поражают воображение циклопической мощью и гармонией разом. Вслед за Соловецким обживаются и острова соседние, меньшие: Анзерский, Заяцкий, Муксалма, воссоединённая в начале XIX столетия с Соловецким островом километровой дамбой – чудом гидростроительства.
Северная природа, дикая и лиричная, определила дух, линию и объём Соловецкой архитектуры. Постепенно Соловки стали своеобразной, экологически чистой, христианской микроцивилизацией: со своим зодчеством, промыслами, производствами, мастерскими, пароходством, знаменитыми на всю страну солеварнями, типографией и исключительно богатой библиотекой. И отнюдь не в ущерб молитвенной жизни и духовному подвигу: монастырский устав отличался строгостью и подвижничеством, и авторитет Соловков как оплота русского православия не умалялся, а только укреплялся с веками, привлекая десятки тысяч паломников.
Контрастны времена года на островах: июньские опаловые белые ночи с заревами ярких закатов и - суточная полярная зимняя темнота над беленым монументальными храмами и обильно выпавшими снегами; влажная затяжная весна и - золотая, алая, лимонная осень с багровыми и интенсивно синими лишайниками и мхами. И столь же контрастна история Соловецкой обители. В 1676 году монастырь был взят московскими стрельцами, проникшими туда после семилетней осады через потайной ход - за отказ подчиниться насильно насаждавшимся церковным нововведениям. В 1854 году обитель подверглась обстрелу с кораблей английской эскадры и мужественно отразила агрессию.
А после победы коммунистической революции в начале двадцатых годов прошлого века Соловецкий монастырь стал жертвой невиданного в истории погрома: монахов репрессировали; в стенах обители и в скитах был открыт концентрационный лагерь, первый в мире концентрационный лагерь не для пленных - для соотечественников. Ныне Соловки в том же скорбном ряду, что Бухенвальд и Дахау, полярным Освенцимом называет Соловецкий концлагерь Александр Солженицын. Лагерь просуществовал до конца тридцатых годов, но только теперь - после того как тоталитаризм рухнул - над Соловками вновь слышится благовест. Возродятся Соловки - возродится Россия. Ибо это возможно лишь на путях нравственного подъёма, обусловленного обретением исторических и духовных традиций.